Гражданской обороне России 80 лет.
История создания ГО и ЧС
В октябре 1932
г. Совет Народных Комиссаров СССР утвердил Положение о противовоздушной обороне
страны. Согласно этому документу, местная противовоздушная оборона (МПВО) была
выделена в самостоятельную организацию, призванную защищать население и объекты
народного хозяйства при бомбардировках авиацией противника. Она с честью
оправдала свое предназначение в годы Великой Отечественной войны. Силами МПВО
были спасены от гибели многие миллионы граждан, ликвидировано 90 тыс. пожаров и
загораний, предотвращено 32 тыс. серьезных промышленных аварий, обезврежено
более 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн снарядов и мин.
В июле 1961 г.
МПВО была преобразована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, которая стала
составной частью системы общегосударственных оборонных мер, проводимых в мирное
и военное время.
Во второй
половине 80-х гг. угроза глобальной войны стала ослабевать. В то же время в
силу ряда причин силы гражданской обороны не успевали эффективно реагировать и
своевременно устранять последствия чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Поэтому в июле 1987 г. руководство страны издало документ о коренной
перестройке системы гражданской обороны. Руководителям государственных органов
управления всех уровней была поставлена задача обеспечить высокую готовность
органов и сил ГО к действиям по предназначению. При этом было подчеркнуто, что
они должны быть готовы к ликвидации последствий возможных аварий, катастроф и
стихийных бедствий, проведению спасательных и других неотложных работ.
В ноябре 1991
г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был
образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, который 10 января 1994
г. был преобразован в министерство (МЧС России).
Гражданская
оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения,
материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основные задачи
Основные задачи, решаемые гражданской обороной:
·
защита населения от последствий аварий,
стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов
сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);
·
координация деятельности органов управления по
прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и
стихийных бедствий, аварий и катастроф;
·
создание и поддержание в готовности систем
управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за
радиационной, химической и биологической обстановкой;
·
повышение устойчивости объектов экономики и
отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
·
проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ;
·
поиск потерпевших аварию космических кораблей,
самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
·
специальная подготовка руководящих кадров и сил,
всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных
ситуациях мирного и военного времени;
·
накопление фонда защитных сооружений для укрытия
населения;
·
обеспечение населения средствами индивидуальной
защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
·
эвакуация населения из крупных городов и
прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных
сильных разрушений или катастрофического затопления;
·
организация оповещения населения об угрозе
нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и
бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
·
обучение населения защите от оружия массового
поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных
работ.
Комплекс мероприятий для защиты населения и экономики
Основные мероприятия, проводимые для защиты населения и
объектов экономики страны:
·
своевременное оповещение населения об угрозе
нападения противника, применения им оружия массового поражения, опасных
технологических авариях, стихийных бедствий, информирование о порядке действий
в чрезвычайной ситуации;
·
укрытие населения в защитных сооружениях;
·
использование средств индивидуальной защиты;
·
эвакуация, рассредоточение, а также [переброс]
населения в безопасные районы;
·
защита продовольствия, сооружений на системах
водоснабжения и водозаборов, сельскохозяйственных животных, фуража и т. д. от
заражения радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами и
биологическими средствами;
·
обучение населения способам защиты в
чрезвычайных ситуациях.
·
защита населения на всей территории страны;
·
дифференцированная защита населения с учетом
экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и
степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;
·
заблаговременное планирование и проведение
защитных мероприятий;
·
необходимая достаточность и максимально
возможное использование сил и средств при определении объема и содержания
мероприятий по защите населения.
|